Виды невербальной коммуникации

Данный тип общения включает в себя пять систем:

1. Взгляд.

2. Межличностное пространство.

3. Оптико-кинестическая (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика).

4. Околоречевая (голосовой диапазон, вокальные качества, тембр).

5. Внеречевая (смех, речевой темп, паузы).

Стоит отметить, что к невербальным видам коммуникации относятся:

1. Тактильное поведение собеседника. Учеными установлено, что каждый человек во время общения использует различные типы прикосновений к своим собеседникам. Так, каждый вид прикосновений носит в себе определенный характер, значимость. Условно данное поведение подразделяется на: ритуальные, любовные, профессиональные и дружеские прикосновения. Человек использует определенный вид прикосновений с целью усиления или же ослабления коммуникативного процесса связи.

2. Кинесика являет собой ряд поз, телодвижений, жестов, которые применяются Виды невербальной коммуникации как более выразительное средство языка телодвижений. Ее главным элементом является совокупность взглядов, мимики, позы, жестов, которые имеют социокультурное и физиологическое происхождение.

3. Сенсорика. В ее основе лежит чувственное восприятие реальности каждым человеком. Его отношение к собеседнику основывается на ощущениях органов чувств (восприятии звуковых сочетаний, ощущение вкуса, тепла, исходящего от собеседника и пр.).

4. Хронемика - это использование времени во время невербального общения.

5. Невербальные способы коммуникации также включают и проксемику. Этот вид основан на использовании отношений пространственности. То есть влияние расстояний, территории на процесс межличностных отношений. Существуют социальная, интимная, личная, публичная зоны невербальной коммуникации.

6. Паравербальное общение зависит от голосового тембра, его ритма, интонации, с которым Виды невербальной коммуникации собеседник сообщает данную информацию и пр.

· Функции зрительного контакта

Зрительный контакт — прямой взгляд на человека или людей, с которыми мы разговариваем

Светочувствительность – способность различать разные интенсивности диффузного освещения;

Цветовое зрение – различение длин волн в пределах видимого спектра;

Распознавание формы – основано на фокусировке предмета на сетчатке;

Восприятие движения – происходит в результате движения сфокусированного изображения объекта на рецепторном поле как на экране;

Восприятие глубины – основано на объединении информации от двух глаз.

· Функции жестов

Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека Виды невербальной коммуникации. Жесты, как мы уже говорили, в каждой культуре различны. Они символичны и несут много информации.

Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику.

Основные функции:

а) функция регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего; ср. жесты, сопровождающие приветствия, приказы, убеждения, просьбы, согласия, угрозы и многие другие речевые акты;



б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Эта функция является основной у так называемых перформативных речевых жестов. Итальянский психолог, известный специалист в области кинесики Пио Энрико Риччи-Битги в своем докладе на международном симпозиуме Виды невербальной коммуникации «Семантика и прагматика повседневных жестов» (Берлин, апрель 1998) заметил, что «перформативные речевые жесты обеспечивают визуальную репрезентацию некоего разворачивающегося речевого действия». К такого рода жестам принадлежат, например, невербальные акты просьбы типа поманить пальцем, жесты-вопросы, жесты-угрозы, жесты-предложения и пр.;

в) коммуникативная функция передачи адресату некоторой порции смысловой информации. Этой функцией обладают, например, коммуникативные эмблемы, о которых подробно говорится в следующем разделе;

г) репрезентация внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношения к партнеру по коммуникации. Примером жестов с такой функцией являются симптоматические эмблемы, см. о них также ниже;

д) дейктическая функция, например указание на местоположение человека или объекта или Виды невербальной коммуникации жестовое уточнение местоположения;

е) жестовое изображение физических действий человека, контуров и параметров объекта и др.; ср., например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры чужого поведения за столом, пояснение величины или размера какого-то предмета;

ж) риторическая функция.

Значение и употребление некоторых жестов может быть охарактеризовано в терминах риторических, большей частью тропеических, фигур, таких как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония и т.п. Жесты могут выражать и передавать как буквальное значение, то есть значение, раскрываемое в словарном толковании жеста, так и небуквальное, которое, будучи семантическим производным (дериватом) от исходного, «вычисляется» с использованием механизма и правил семантического вывода Виды невербальной коммуникации, когнитивных операций или сценариев, типовых метафорических схем.

· Культурные и гендерные различия в проксемике

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические Виды невербальной коммуникации и проксемические средства могут выполнять роль коммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.1

Роберт Розенталь и Белла де Пауло обнаружили; что женщины с большей вероятностью принимают ложную информацию за чистую моне­ту, тогда как мужчины улавливают невербальные сигналы и делают правильное заключение, что то, что им говорят, не соответствует истине. Учитывая, что женщины в целом лучше понимают невербаль ­ные сигналы, почему они теряют свое преимуще­ство, когда сталкиваются с фальшивыми сигнала­ми? Розенталь и Де Пауло высказали гипотезу, по которой это происходит из-за того, что женщины Виды невербальной коммуникации вежливее мужчин. Хотя женщины и в состоянии декодировать невербальные сигналы лжи, они вы­ключают свою способность, когда сталкиваются с обманом, чтобы проявить вежливость к партнеру. В соответствии теорией соци­альных ролей, разделение труда строится в боль­шинстве культур по гендерному признаку. Как пра­вило, женщины получают в семье и в обществе опре­деленные семейные и профессиональные роли, состоящие в первую очередь в воспитании детей. Согласно теории Игли, это разделение труда муж­чин и женщин имеет два важных последствия. Во­-первых, возрастают ожидания, связанные с опреде­ленной гендерной ролью, при этом общество ждет, чтобы мужчины и женщины обладали качествами, соответствующими Виды невербальной коммуникации их роли. Из-за занимаемых ими социальных ролей ожидается, что женщины более заботливы, дружелюбны, экспрессивны и чув­ствительны - и они такие и есть. Во-вторых, у муж­чин и женщин вырабатываются различные установ­ки и навыки, основанные на их гендерных ролях. Из-за своего положения в обществе для женщины важнее навыки отзывчивости и общительности. Помимо этого, поскольку во многих странах социальный ста­тус женщин ниже и они реже занимают более высо­кое, чем мужчины, положение в обществе, для жен­щин важнее быть тактичными и вежливыми. Согласно Игли, соче­тание ожиданий, связанных с гендерной ролью, и навыков, характерных для того Виды невербальной коммуникации или иного пола, по­рождает сексуальные различия в человеческом по­ведении, в том числе и в невербальном. Теория социальных ролей (social role theory)-теория, объясняющая наличие половых различий в социальном поведении общественным разделением труда между представителями разных полов; это разделение ведет к различиям в гендерно-ролевых ожиданиях, в типич­ных для каждого пола навыках, что и определяет раз­личия в мужском и женском социальном поведении. Единственный способ проверить эту теорию со­стоит в том, чтобы исследовать половые различия в тех культурах, в которых существуют различные гендерные ожидания и умения, характерные для мужчин или женщин. Если женщины из-за прису Виды невербальной коммуникации­щей им в обществе роли проявляют больше вежли­вости при чтении невербальных сигналов, тогда эта тенденция к вежливости будет выражена ярче в тех обществах, где женщины считаются существами второго сорта по сравнению с мужчинами. Как раз это подтвердилось в исследовании Джудит Холл (На ll , 1979), которая провела кросс-культурный анализ невербального поведения. Во-первых, Холл классифицировала 11 стран по степени угнетения женщин, основываясь на статистике, учитывавшей количество женщин, посещавших колледж, и рас­пространенность женских организаций в каждой из стран. Затем исследовательница проверила вероят­ность того, как часто женщины в каждой из выбран­ных ею стран проявляли «паттерн вежливости» при распознавании невербального поведения Виды невербальной коммуникации других людей, то есть обращали больше внимания на сиг­налы, которые люди демонстрировали открыто и не замечали невербальных сигналов, выдававших их истинные чувства. Действительно, тенденция, кото­рая наблюдалась у женщин - невербальная вежли­вость, - особенно ярко проявляется в культурах, где женщины подвержены более сильному угнетению. Итак, судя по невербальному поведению - жес­там и мимике, мы можем многое узнать о человеке, в том числе его установки, эмоции и личностные черты. Невербальное поведение дает нам большую информацию, «данные», пользуясь которыми мы можем впоследствии сформировать собственное впечатление и мнение о человеке.

· Что такое параязык

Параязык — невербальное «звучание» сообщений; манера передачи информации

· Операционализация самопрезентации

Люди многое Виды невербальной коммуникации узнают о нас на основании того, как мы себя «подаем», как одеваемся и выглядим, а также на основании того, прикасаемся мы к другим или нет, спешим или тянем время.

· Организация окружающей среды как элемент невербальной коммуникации

Мы не только используем телодвижения, параязык и самопрезентации в невербальном общении, но и воздействуем на свое физическое окружение, в том числе на занимаемое нами пространство, температуру окружающей среды, уровень освещения и цвета внутренней отделки помещения.

2.В конце текста по невербальной коммуникации есть задания, которые вам следует выполнить и результаты их выполнения записать.

1. Движения

Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с Виды невербальной коммуникации людьми. Что это —условные знаки, способы выражения чувств, регуляции чувств или снятия напряжения? Помогают ли они вам эффективно передать сообщение? Отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения?

Наклон головы, объятия, кивание головы вверх- низ, улыбка, смотреть в глаза собеседнику. Все это выражения чувст. Все эти привычки помогают мне эффективно передать сообщение и не отвлекают от смысла самого сообщения.

2.Голосовые характеристики

Как меняется ваш голос в стрессовых ситуациях? Когда вы повышаете голос? Когда, наоборот, говорите тихо? Быстро? Медленно? Как вы осознаете эти перемены?

В стрессовых ситуациях мой голос меняет тембр - хриплый , когда повышаю голос – звонкий, когда говорю тихо – мягкий тембр, быстро- , медленно Виды невербальной коммуникации – мягкий тембр. Эти перемены зависят от ситуации ведения разговора.

3.Вокальные помехи Запишите на магнитофон свой монолог на любую тему продолжительностью в несколько минут. Затем оцените количество вокальных помех в вашей речи. Помех -две

4.Предпочтения в одежде Просмотрите ваш гардероб и разделите его на три части: нарядная одежда, повседневная одежда и одежда для отдыха. Посчитайте количество брюк, рубашек, блузок, юбок, платьев, ремней и т. д. в каждой категории одежды. Какое бы могло создаться впечатление о вас у человека, который бы изучил ваши платяной шкаф и ящики для одежды. Было бы оно точным? Выражаю свою индивидуальность и свои Виды невербальной коммуникации взгляды через одежду и внешний вид. своим видом хочу сказать, что у меня есть вкус и свой имидж.


documentavhtmij.html
documentavhttsr.html
documentavhubcz.html
documentavhuinh.html
documentavhupxp.html
Документ Виды невербальной коммуникации